Каготы – живая тайна Европы
Они живут на берегах Бискайского залива . От Бретани
до Басконии, – и в Северной Америке, куда эмигрировали с XVII века. Точная численность их неизвестна – при переписи никто не назовётся каготом, поскольку это слово по-французски означает «фанатик» или «ханжа», и звучит как оскорбление. Каготами их прозвали окружающие; сами себя они именуют crestians – «христиане». Хотя ни языком, ни верой каготы не отличались от соседей, они веками жили особняком – единственный народ «неприкасаемых» в Европе. Даже не народ – каста.
Люди без прошлого
Каста? Это звучит более чем странно. Европейцам чужда кастовость, их общество всегда было сословным. Простолюдин мог стать служилым рыцарем или учёным «дворянином мантии», епископом, даже римским папой. С XI века доступ в рыцарское сословие затруднился, но не закрылся, а вот индийский шудра и теперь, будь он хоть миллиардер, останется в нижней касте.
С соседями европейцы враждовали, воевали, ассимилировали их, но отвергали только пришлых, отличавшихся по языку и обычаям – евреев, цыган. Порой о каготах говорили, что они сродни цыганам, но это ошибка – цыгане пришли в Европу в начале XV века, а бискайские «христиане» известны с IX века.
Начало истории каготов скрыто во тьме. Возможно, они из тех народов, которые населяли Европу задолго до кельтов. Одни из них строили мегалитические капища во славу Солнца (например, Стоунхендж), другие жили у воды, боготворили Луну и грозовые тучи. Кельты уничтожали их, покоряли или оттесняли – в горы, в приморские болота. Считалось, что эти древние исконные народы обладали тайным знанием магии и врачевания… Неспроста, наверно, бытовало мнение, что каготы – великие знахари, и что они тайно поклоняются дождю.
Предположительно, пришлые кельты – а за ними в силу традиции и франки, – отделились от коренных жителей чертой кастового отчуждения, чтобы не смешиваться с ними. Потом причина отчуждения забылась, и ради сохранения традиции люди стали выдумывать другие объяснения.
По названию (оно появилось не раньше XVI века!) каготов считали потомками вестготов, чьи королевства были разгромлены арабами в VI веке. Однако немецкий писатель Эверс заметил об этом: «Народ господ никогда не станет народом париев. Потомков вестготов следует искать среди дворян».
Каготов пытались объявить и потомками еретиков-катаров, разгромленных крестоносцами в ходе альбигойских войн XIII века. Опять неувязка – «христиане» появились на исторической арене одновременно с катарами и никаких подозрений в ереси не вызывали. Хотя не исключено, что гонимые катары до XIV века находили приют в селениях каготов.
И, наконец, есть версия, что каготы происходят от прокажённых.
Прокажённые по умолчанию
Проказа пришла в Европу с воинами Александра Македонского, но стала проблемой лишь во времена потепления X-XIII веков. Тогда эта болезнь жарких широт приобрела характер эпидемии. Неизлечимая проказа не щадила никого, превращая людей любого сословия в заживо гниющих уродов. Общество избавлялось от них – прокажённых отпевали как покойников, под страхом смерти заставляли жить отдельно. К 1250 году в западной Европе было 19000 лепрозориев – не меньше, чем монастырей!
Затем наступил «малый ледниковый период», и с XIV века заболеваемость проказой пошла на спад, но строгие законы продолжали действовать – скажем, во Франции полагалось выставлять к позорному столбу женщину, продолжавшую брачную связь с мужем-прокажённым.
Всю тяжесть этих законов каготы испытали на себе, хотя болели проказой не чаще других. Они жили особняком, носили особые знаки в виде гусиной лапы, им запрещалось ходить босиком (чтобы не осквернять землю), брать воду из колодцев, прикасаться к перилам при переходе через мост. В церкви для них была отдельная низкая дверь, особое место за загородкой, отдельный угол кладбища, а причастие им подавали на конце палки. Вступать в брак с кем-то, кроме кагота – нельзя, служить в армии – нельзя, иметь оружие – нельзя! За малейшее нарушение следовала кара – вплоть до конца XVII века даже богатому каготу отрубали руку за прикосновение к чаше, из которой брали святую воду «чистые граждане».
Главным их отличием считалось отсутствие мочек на ушах. Круглоухий – значит кагот! Если в семье родился такой ребёнок, то вся семья зачислялась в каготы – хотя, например, у германцев такое отличие встречается в 36% случаев.
Зато предрассудков об отверженных существовало множество. Слово «кагот» стало синонимом слов «тупоумный», «кретин», «лицемер», обозначением уродливой, презренной расы. Кроме проказы, им приписывали зловоние, ересь, ведовство, каннибализм, даже наличие хвоста. Бретонцы утверждали, что в Страстную пятницу у каготов из пупка течёт кровь. На суде свидетельство обычного гражданина приравнивалось к показаниям шести каготов.
Около тысячи лет их считали опаснейшими отбросами Франции, едва ли не отказывая им в праве именоваться людьми. А где ненависть, там и насилие – в 1320 году король Филипп V Длинный обвинил каготов в отравлении колодцев и разрешил убивать их без суда, из-за чего многие каготы бежали в Страну Басков.
Братья палача… и целители
Земледелие им запрещалось. Круг ремёсел, разрешённых для каготов, был ограничен плотничеством, рыболовством и плетением верёвок – считалось, что через дерево, рыбу и пеньку проказа не передаётся. Поскольку именно каготы строили эшафоты и виселицы, поставляли верёвки палачу и делали гробы, их прозвали «братья палача».
Однако у них были и другие источники доходов – каготы имели репутацию целителей и умелых хирургов, а их женщины считались непревзойдёнными повитухами и гадалками. Эта репутация стала настолько высока, что к XV веку в местах обитания каготов хирургия и повивальное дело полностью находились в их руках. Парадоксально, но факт – «неприкасаемые» имели наибольший доступ к телам тех, кто презирал их!
Вопреки суевериям и наговорам каста круглоухих в целом обладала симпатичной внешностью, часто гораздо лучшей, чем у гасконцев или басков. Большинство их были голубоглазыми и светловолосыми, другие имели зеленые глаза и каштановые волосы. Несмотря на вековую неприязнь, у французов каготские девушки считались истинными красавицами.
Хотя изоляция каготов мало-помалу слабела, притеснения тяготили их, и в 1517 году они обратились к папе римскому Льву X с просьбой признать их полноправными людьми. Папа особой буллой запретил дискриминацию каготов, но его приказ остался на бумаге. «Значит, время не пришло», – вздохнули каготы и набрались терпения. За долгие века они хорошо научились терпеть.
Разгадки не будет
К XVI веку каготы уже составляли десятую часть местного населения. Постепенно нарастало и смешение их с «чистыми» – сейчас большинство семей в юго-западной Франции и соседних областях Испании имеет хотя бы одного предка-кагота.
Волю каготам дал Король-Солнце. Постоянно нуждаясь в деньгах на войны и празднества, он вдруг обнаружил, что в стране есть «условно прокажённые», которые не платят налогов по давней традиции. В 1684 году Людовик XIV велел врачам обследовать каготов – и никакой проказы врачи не нашли, – после чего освободил «неприкасаемых» от всех ограничений… и обязал их платить налоги.
Они стали смелее продвигаться в общество – к примеру, кагот Бертран Дюфрен при короле стал генерал-квартирмейстером флота и колоний, в 1790 году – директором казначейства, а затем возвысился при Бонапарте.
В пору Великой французской революции каготы нападали на архивы и жгли метрические книги с пометками «плотник», то есть «кагот». Конечно, на местах все знали, кто есть кто, но теперь, отправляясь в другие края, «христианин» оставлял происхождение за спиной – навсегда.
Однако тысячелетняя память не может выветриться за пару веков. Неприязнь сохранилась, и ещё в 1940-ых бабушка могла отвесить внуку оплеуху за то, что он играл с девочкой-каготкой.
А история каготов… исчезла.
Вначале учёные считали ниже своего достоинства общаться с ними, записывать их песни, сказки и легенды. Каготы отвечали взаимностью, и свой фольклор хранили при себе. В результате весь этот пласт культуры канул в небытие. Когда же французы, преодолев неприязнь, решили изучать каготов, они наткнулись на стену молчания – «христиане» не пожелали ничем делиться с проклятыми угнетателями. А может, им уже нечего было рассказать учёным?..
Кто они? Откуда пришли, когда были крещены, где обрели свои лекарские знания?
Ответа нет. Тайна каготов останется нераскрытой.