- Флюр Хазрат, давайте обратимся к тем проблемам, которые есть у мусульманской общины. Какие бы Вы отметили среди главных? Насколько я знаю, мусульман города беспокоит отсутствие мечети?
- Действительно, когда-то в городе было две мечети. Одна деревянная - на Татарке, кстати, при ней до 1915 года действовала школа грамотности, где детей учили и языку, и культуре, и традициям. Вторая, каменная двухминаретная - на ул. Бакунина. Вторую разрушили в революцию. А в хуторе Татарка мечеть была закрыта в 1932 году. В ней хотели устроить избу-читальню, но использовали как амбар для хранения зерна. Затем бывшее медресе было переоборудовано под библиотеку. В 1941 году бревенчатая мечеть была разобрана для создания фортификационных сооружений, то есть, для военных нужд. После войны мечеть не восстановили. А теперь на ее месте стоит клуб. Уже несколько лет он не эксплуатируется, потому что здание пришло в негодность и требует ремонта. Школа грамотности была возрождена и существует до сих пор при библиотеке хутора. В разные годы к разным властям города мы обращались с просьбой о выделении под строительство мечети земельных участков, возникали даже определенные договоренности, но, к сожалению, они не находили продолжения. Одно время нам собирались передать клуб в хуторе Татарка. Недавно с просьбой о выделении участка мы обратились к новому руководству города. Пока ждем ответа. У нас есть желание построить небольшую мечеть, пусть даже и деревянную, человек на 30-40. Финансовый вопрос строительства не стоит, так как мы тесно связаны с Татарстаном. Все эти годы люди молятся дома, религиозные отправления сводятся к бытовому уровню. Люди, конечно, хотят, чтобы хотя бы площадка выделялась для совместного проведения наших главных религиозных праздников – Курбан-байрам и Ураза-байрам. На общее мероприятие мы последний раз собирались три года назад, и тогда на нем присутствовали примерно 600-700 человек. К тому же, отсутствие мечети, то есть культового здания, дает почву для проявления радикальных настроений, а значит, расширяет границы проблемы. Коренное мусульманское население – это приверженцы традиционного ислама, абсолютно миролюбивой религии. А вот радикальные мусульмане, которые в последние десятилетия активно наводняют разные города, в том числе и Новочеркасск, пользуются сложившейся ситуацией. Они начинают собирать мусульман вокруг себя, убеждая их, что власти их зажимают, ущемляют религиозные права. А что они там делают в своих домах и квартирах, собираясь группками, что исповедуют и к чему призывают? А ведь, как говорится, свято место пусто не бывает. На контакт с нами эти люди практически не идут, хотя я и пытаюсь приезжих приобщать к той традиционной конфессии ислам, которая есть в городе. К сожалению, сектанты разных направлений в город все же проникают и собирают возле себя именно приезжих. Это, конечно, проблема – пока маленькая, но ведь она может перерасти и в большую. Мы – за открытость нашей религиозной деятельности. Нам надо возобновить совместные мероприятия, проведение праздников, которые тоже сплачивают людей. Тем более что праздники у нас проходят очень интересно, ярко, колоритно. И на них мы рады всем гостям.
press/vedomosti/2014/03/17768-gorod-nash-obshchiy-dom/