День 4. Суббота.После праздничного Петергофа – Петропавловская крепость, с её мрачными казематами, Петропавловским собором - усыпальницей всех наших императоров начиная с Петра I. Правда, там еще музей города Санкт-Петербурга (в основном – городской быт) и Монетный двор с магазинчиком сувениров.
Погода соответствующая , хмарит. Но у питерцев есть поговорка – если вам не нравится эта погода – просто подождите 10 минут.
Выходим из метро, здесь над местностью доминирует огромная мечеть, мимо нее пешком по мосту через Малую Неву на Заячий остров. Мост вымощен крупным булыжником, уже как то напрягает – представляешь, как по нему под низким небом шли осужденные.
Ворота, на которых впору писать – оставь надежду всяк сюда входящий… Да, вход
сюда бесплатный.
Под аркой Невских ворот оформлена «Летопись катастрофических наводнений». В ней отмечены наивысшие подъёмы воды 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975 годах.
Это и есть сердце Питера, 16 мая 1703 г . Петр заложил крепость, с которой началось строительство города, дата теперь – ДР Санкт-Петербурга.
Сначала в Петропавловский собор. Барокко, нешний облик лютеранской кирхи той эпохи, да и архитектура внутри похожа. Максимальная высота внутри всего – 16 м, при том, что это – самое высокое здание Санкт-Петербурга - 122, 5 м высота верха креста, который держит в руке ангел на шпиле. Первый камень в его основание положил сам Петр, второй – Екатерина, за ними – все высшие чиновники и духовные лица. По преданию, под алтарем – частица святых мощей Андрея Первозванного.
В нем никогда не совершались обряды крещения или венчания, только отпевание членов дома Романовых. Да, еще – комендантов крепости.
Вообще стоит постоять у саркофагов , в которых покоятся люди-эпохи. Петр, Екатерина I , их дочь Елизавета – рядом , за отдельной оградкой.
У Петра, у Александра II – цветы.
Вышли на солнце, хорошо так. И я же ведь знала, что с бастиона Петропавловской крепости ежедневно в полдень стреляет пушка...
Рассуждаем меж собой – куда дальше, Алена с Игорем тянут в музей Космонавтики и ракет, я – в тюрьму, какая космонавтика в крепости, просто тут когда то начинала группа ГИРД. Договариваемся встретиться через 40 минут.
Крепость никогда не участвовала в боях, зато служила главной политической тюрьмой России - сюда попадали без решения суда, а только по царскому приказу. Сейчас в Трубецком бастионе - музей-тюрьма.
Одним из первых узников стал царевич Алексей (он умер или был тайно убит в крепости в 1718 г.) Здесь находилась в заточении княжна Тараканова, помните картину с наводнением? Здесь выслушали свои приговор декабристы – зал этот дышит трагедией и честью .
Тюрьма Трубецкого бастиона и гауптвахты крепости с декабря 1917 года вошли в систему тюрем ВЧК. В 1919 году в крепости были расстреляны 4 великих князя (братья Николай Михайлович и Георгий Михайлович, Павел Александрович и Дмитрий Константинович).
В конце 2009 года на территории крепости были обнаружены массовые захоронения жертв красного террора. Братишки тогда поразвлекались, помните «Адмирала»?..
Вообще атмосфера тяжелая. Идем с экскурсией, смотрим разные камеры, их одежду, кандалы, картинку с азбукой, которой перестукивались арестанты, оцениваем толщину стен – о-го-го. Зкскурсоводиха какая то несерьезная, хотя и немолодая, с какими то шуточками, и все время путается в показаниях. Я её раз поправила – сидел здесь не Ульянов-Ленин, а его старший брат Александр, два – фрейлина императрицы Анна не Выборнова, а Вырубова. Ой, да-да, спасибо! Но зло затаила…
Смотрим (через открытую дверь) камеру – 26 кв.м., иконка в углу, железная привинченная к полу кровать, такой же маленький стол и табурет, книга, бумага и карандаш по просьбе, жуткого вида удобства у двери – всё. Оказывается, то, что камера-одиночка (они все там одиночные) относительно просторная, как раз сильнее давило на психику, чем тесная почему то. Через полгода человек уже не хотел общаться, даже если ему разрешали свидание с родными. Выручало перестукивание, вроде и голова и руки работают. Но за перестук положен был карцер.
Смотрим (дверь туда приоткрыта) карцер – в малюсенькой камере, 1.5х2.5 где то, на каменном полу доска и сено, всё. Тусклая лампочка для туристов, арестанты сидели в полной темноте. Рассказ гида закончился неожиданным предложением – никто не хочет войти?
Ну, вы правильно поняли. Я даже успела осмотреться до того, как раздался скрежет засова и погас свет. Жуткая абсолютная тишина и абсолютная темнота. Первая реакция типа Ах!!! Через пару секунд понимаю – прикол, сейчас откроют. Через 10 – пора бы уже. Через 20 – она что, с ума там сошла, я же сейчас бояться начну?!
Включила телефон – сети нет, зато свет есть. Ладно.
Стала к стене, в которой дверь. Телефон успел погаснуть, когда дверь открылась, … тишина и «ах» уже там –а куда она?...там плита проваливается в подземный ход… Вышла, поржали. Дальше она старалась держаться все таки поодаль от меня, и начала сдавать администрацию - под видом реставрации проводится перестройка крепости с применением современных строительных материалов (на слой монтажной пены, цемента и штукатурки наносится бутафорское изображение кирпичей, кирпичная кладка покрывается имитацией гранитных плит и вообще не пойми, что строят…
С удовольствием вышли на волю. И какой же прекрасный мелкий дождичек накрапывал…
Пока я , захлебываясь, живописала свои приключения, требуя сочувствия, и Алена собралась вести нас в музей истории Санкт-Петербурга со словами – ты там утешишься, Игорь авторитетно заявил, что ни о какой эффективной реабилитации не может быть и речи без полноценного горячего первого, а его недремлющий брегет давно звонит ему обед. И с укором посмотрел в сторону пушки.
Да ладно, мы и без артподготовки согласились, и пошли обедать. Игорь стал благодушен и снисходительно наблюдал, как мы обсматриваем со всех сторон экспозиции "Одежда петербуржцев от Ромула до наших дней", "Посуда", " Сантехника" (какие прелестные фаянсовые умывальники, расписанные букетиками и медальонами) и прочие швейные машинки Зингер.
Мы там нашли даже фрагмент чугунный лестничной решетки в нашем хостеле. И хоть рассмотрели хорошенько, что там изображено.
Еще очень интересно про то, как вытачивали и устанавливали Александрийский столп на Дворцовой. Забыла цифры, ну -все его видели. Общеизвестно также – город стоит на «гнилом болоте» и в смысле грунтового основания тоже. Если поставить эту монолитную гранитную колонну просто на попа – она вся под собственным весом в землю и уйдет. Француз Бетанкур придумал подземное основание для гранитного фундамента в виде нескольких слоев квадратных плит из скрепленных между собою бревен. Получилась мощная деревянная плита, плавающий фундамент по современному. Уже 2 века стоит.
Еще на территории крепости стоит большая скульптурная группа «Граждане города Кале» и статуя Оноре де Бальзака Родена. Граждане вроде как скульптурно богаче, но мне понравился Бальзак – кажется, что у него под запахнутым плащом припрятано столько всяких героев , историй и приключений…
И художественное безобразие – Михаил Шемякин, сидячая статуя Петра Первого. Ошарашенная первая реакция -штоб ему пусто было, этому Шемякину. Потом вспоминаю - Лихачев объяснял скоморошечьи-трагический облик Петра здесь глубоким философским замыслом. Но тогда не фиг было устраивать из Петра скамейку, на которую усаживаются все, кому не лень фоткаться. Че то никому в голову не приходит лезть фотографироваться с теми же гражданами Кале.
Ощущение, что поставлен он на смех, как сам смеялся над боярами со своим Всешутейным собором…
Всё, в сувенирный магазин Монетного двора и хватит на сегодня стрессов, надо отдохнуть перед ночью «Алых парусов».
Результатом любых путинских реформ в РФ почему то является экспоненциальное обогащение членов кооператива *Озеро*