В мире произошло осознание, что экономические успехи государств определяются их системами образования, образованностью граждан, подготовленной на всех уровнях рабочей силой, что привело к переоценке и пересмотру роли и места образования в целом, университетов, в частности, в обществе, экономике, к пересмотру миссии образования, миссии университетов. Это осознание обусловлено тем, что наиболее эффективным фактором производства становится человеческий капитал. Традиционные факторы производства (земля, сырье, финансово-промышленный капитал), бесспорно, играют огромную роль в развитии экономики страны, но они имеют свои пределы. Безграничен только человеческий капитал, выраженный в знаниях, умениях, навыках, творческих способностях, духовности и нравственности людей.
XXI век является новым триумфальным веком для университетов. Почему? Потому, что никогда прежде не было такой тесной связи между знаниями и мощью (экономической, оборонной) государства, как теперь.
Университет XXI века, каким он должен быть, чтобы играть одну из самых главных и ответственных миссий в формировании российской инновационной экономики – быть одновременно эффективным центром фундаментальной науки, подготовки высококвалифицированных кадров не к репродуктивной, а к креативной деятельности и инновационной деятельности?
На мой взгляд, современный университет – это активный, многоаспектный и эффективно действующий институт общества. Конечными продуктами деятельности современного университета являются: человеческий капитал, образцы поведения, высококвалифицированная рабочая сила, новые знания, новые технологии, новая информация (учебная, научная, методическая и т.д.), с помощью которых он активно влияет на социальные институты общества и удовлетворяет широкий круг потребностей населения, государства, работодателей и т.д.
Александр Невесёлов: Но сами российские университеты тоже нуждаются в восстановлении. Я читал по этому вопросу Ваше обращение к Д.А. Медведеву.
Валентин Шукшунов: Я только что говорил о том, каким должен быть современный университет, чтобы он мог стать эффективным центром фундаментальной науки и подготовки кадров для инновационной экономики. Да, ведущие университеты России и сегодня имеют большие потенциальные возможности активного участия в модернизации России в целом, ее экономики, социальной сферы, создании инновационных технологий. Имеют возможности… Но какие проблемы в высшей школе должны быть решены, чтобы эти возможности университетами были реализованы?
Прежде всего, требуется восстановить разрушенные связи университетов с промышленностью, как следствие развала российской экономики, деиндустриализации. Без восстановления этих связей нельзя будет приостановить трансформацию высшего профессионального образования в общее высшее образование. Сейчас в высшей школе идет интенсивное "вымывание" профессиональной компоненты из образования. Это привело к тому, что выпускники вузов, как правило, не подготовлены к профессиональной деятельности по специальности. Одновременно с падением качества профессиональной подготовки в вузах идет резкое снижение и фундаментальной подготовки. Проводимая в последние 8 лет модернизация российского образования, во многом стала причиной резкого снижения качества высшего образования, качества подготовки специалистов с высшим образованием.
Снижение уровня подготовки специалистов в высшей школе обусловлено и тем, что профессорско-преподавательский состав (ППС) вузов давно, как говорится, не "нюхал производственного пороха" по причине отсутствия связей вузов с предприятиями, отсутствием у вузов заказов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
В силу этого преподаватели вузов не имеют возможности жить жизнью предприятий, знать и решать их проблемы, и эти актуальные знания передавать студентам, которые также не бывают на предприятиях ввиду отсутствия там баз производственных практик, что, безусловно, снижает уровень их профессиональной подготовки.
На качестве подготовки специалистов в вузах крайне отрицательно сказалось и то, что ППС в высшей школе имеет преклонный возраст, молодые преподаватели и ученые в вузы не идут. Преподаватели пенсионного возраста, естественно, не могут уже активно работать над изменением содержания образования, разрабатывать и использовать в учебном процессе современные инновационные образовательные технологии, эффективно вести научные исследования, разрабатывать и внедрять новые технологии, новую технику и т.п.
Еще одна причина – нищенская заработная плата профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала вузов; резкое социальное расслоение в вузах, в частности, по заработной плате ректор, проректоры, управленческий персонал получают зарплату в десятки раз больше, чем профессор, доцент.
Говоря о высокой миссии университетов в формировании экономики знаний, остановлюсь еще на ряде проблем, не решение которых снижает возможности университетов в реализации стратегии перевода российской экономики в инновационное русло.
Подавляющее число университетов России сегодня не способны реализовывать и интегрировать в единый процесс все основные фазы полного инновационного цикла: фундаментальные и поисковые научные исследования (концептуальное решение проблемы создания инновации); прикладные научные исследования и опытно-конструкторские разработки (техническое решение проблемы создания инновации); маркетинговые исследования, производство наукоемкой товарной продукции и ее реализация на рынках, доведение ее до потребителей (технологический трансферт из университета в экономику, коммерциализация интеллектуальной собственности).
В университетах, как и в целом в нашей стране, утрачены организационные технологии выполнения крупных инновационных проектов, обеспечивающие научно-технический прорыв по приоритетным направлениям науки, техники и технологии. Речь идет о том, что такого рода проекты, направленные на модернизацию экономики и технологическое развитие, предполагают объединение в единые творческие коллективы ученых университетов, академии наук, конструкторов и технологов, представителей производства, инвесторов, инноваторов, который способен по схеме "стратегии лазерного луча" проводить в комплексе все стадии инновационного цикла, обеспечивающие конечный результат – создание новшества и доведение ее до потребителя.
Проблемой отечественных университетов является и то, что их фундаментальные и поисковые научные исследования, как правило, не имеют технологическую и техническую направленность. Проведенные нами исследования более 100 университетов России на предмет использования их инновационного потенциала в экономике показали, что всего лишь 1-3% результатов их научных исследований потенциально могут трансформироваться в инновационный коммерческий продукт.
Что из этого следует? В отечественных университетах ученые проводят фундаментальные научные исследования, достигают хороших теоретических результатов, защищают диссертации, издают монографии, печатают статьи в журналах и на этом успокаиваются. Но инновационный цикл на получение научных результатов (новшества) не заканчивается, остается, пожалуй, самое главное, самое сложное – создать на основе этих новых научных результатов нововведение (инновацию), которое, если оно действительно является нововведением, должно существенно изменить образ жизни людей или изменить ситуацию в социальной сфере, экономике, технологии,технике, как существенно изменили жизнь людей такие инновации, как колесо, компьютер, радио, телевидение, интернет, мобильный телефон и т.д.
Не доведение учеными результатов научных исследований до товарного продукта и его реализации на рынках равносильно тому, когда люди вспахивают поле, засевают его, поливают, удобряют, а на уборку урожая у них не хватает сил, или они просто не хотят это делать. Научные результаты без их использования – это интеллектуальный "жир", научные же исследования, превращенные в коммерческий продукт, – это интеллектуальные и физические "мускулы". Умение ученых-новаторов превращать интеллектуальный "жир" в интеллектуальные и физические "мускулы" – суть инновационной деятельности. Зачем начинать проект, если не планируется его завершение созданием новации? Не этим ли объясняется тот факт, что, несмотря на достаточно высокий уровень развития фундаментальной и прикладной науки в стране, практически все достижения техники и технологии, отождествляемые с научно-техническим прогрессом второй половины ХХ и началом ХХI веков,не принадлежат России: компьютер, мобильный телефон, интернет, современная бытовая техника, микроэлектроника, нанотехнологии и многое другое?
Я твердо убежден, что возрождение в России университетов, научно-исследовательских институтов, конструкторских, технологических бюро, промышленности, перевод экономики в инновационное русло возможен только тогда, когда в стране все будет сделано для восстановления престижа интеллектуального труда ученого, преподавателя, учителя, изобретателя, инженера, высококвалифицированного рабочего. С помощью ларьков и ночных клубов богатой страну не сделаешь. Ее богатство создается в реальном секторе экономики, основанной на научных знаниях, инновационных технологиях, высококвалифицированной рабочей силе, а, следовательно, оно создается в научных лабораториях, конструкторских бюро, высших учебных заведениях, цехах заводов и фабрик.
Может быть, российской национальной идеей в прагматическом смысле должна быть идея формирования инновационного менталитета нации, идея практического решения проблемы – соединения огромных природных ресурсов страны и колоссального интеллектуального потенциала народа, что в совокупности и обеспечит достойную жизнь гражданам России, решит проблему благосостояния нашего народа. В стране, богатой интеллектуальными ресурсами общества и природными ресурсами, должны быть богатыми люди.