Примеров подобного рода можно насчитать десятки и сотни. Например, инженер-электрик В. Карапетов (1877-1948), который родился в Санкт-Петербурге и окончил там Институт путей сообщения в 1897 г., стал в Соединенных Штатах профессором целого ряда университетов, а также консультантом Военно-морской академии, был удостоен наград и медалей научных обществ, был автором большого числа работ в области электротехники. Инженер A.M. Понятов (1892-1980) внес вклад в развитие электроники в Америке и создал крупное предприятие «AMPEX», где работало 12 тыс. сотрудников. Инженер-строитель Г.П. Чеботарев (1899-1988) был профессором Принстонского университета в течение 27 лет. Горный инженер Р.В. Малоземов (1909-1997) стал вице-президентом, президентом и председателем правления компании «Newmont», превратив ее в международную компанию; он также был удостоен членства в Палате славы горной промышленности США. Переехавший из Франции в США инженер — судостроитель В.И. Юркевич (1885-1964) был конструктором одного из крупнейших лайнеров XX века, «Нормандия». Инженеры-судостроители Н.И. и И.Н. Дмитриевы и инженер И.А. Автомонов (1913-1995) работали конструкторами в ряде крупных американских фирм. Инженер Р.А. Небольсин стал известным гидравликом, специалистом по очистке воды и предпринимателем. Инженер М.Т. Зароченцев (1879-1963) был видным специалистом в области технологий мгновенной заморозки, а инженер A.M. Тихвинский — известным конструктором подводных лодок [12.C. 118,129,130,253-254].
Но, пожалуй, одним из наиболее ярких (хотя бы в силу своей масштабности) примеров в этом отношении может послужить перечень имен известных нам русских инженеров-конструкторов, изобретателей, пилотов-испытателей и организаторов производства, внесших свой вклад в развитие американского авиастроения. «Пионерами» среди них, приехавшими в Соединенные Штаты уже в 1918 г., были И.И. Сикорский (1889-1972), А.Н. Северский ( Прокофьев-Северский, 1894-1974 ) и Г.А. Ботезат (1882-1940). Однако только после того, как «вертолетчику № 1» Сикорскому удалось собрать команду для своей будущей фирмы, состоявшую из инженеров, авиаконструкторов и пилотов-испытателей — С.Е. и М.Е. Глухаревых, Б.В. Сергиевского (1888-1971), В.Р. Качинского, И.А. Сикорского (1891-1986), а также собрать с помощью композитора С. Рахманинова и других русских эмигрантов необходимые финансы, в 1923 г. в Стрэтфорде, штат Коннектикут, была основана компания «Sikorsky Aircraft Corporation». В ней нашли работу и получили свои специальности многие русские конструкторы, инженеры, и рабочие. Здесь нашли применение своим навыкам и знаниям такие крупные специалисты, как профессор Н.А. Александров, А.А. Никольский (1902-1963), В.Н. Гарцев.
В 1926 г. Г.А. Ботезат (изменивший в Америке свою фамилию на Де Ботезет) основал компанию «De Botezet Impeller Company» которая специализировалась на производстве вертолетов. Большинство ее сотрудников были русскими. В 1931 г. на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк, А.Н. Северский создал компанию «Seversky Aircraft», в которой работали такие известные испытатели и инженеры-авиаконструкторы, как A.M. Картвелов (1896-1973), возглавивший после ухода в 1939 г. Северского компанию, и М.А. Грегор. Большая часть ее работников также была из числа русских эмигрантов. В 1943 г. создал свою «Chaise Aviation Company and Strukoff» (а в 50-х годах «Strukoff Aircraft Corporation») М.М. Струков (1883-1973), у которого работали его сыновья М.М. и A.M. Струковы. Наконец, в 1953 г. возникла еще одна русская компания по производству вертолетов — «Bensen Aircraft Corporation», которая была создана инженером-авиаконструктором (и богословом) И.В. Бенсеном (1918-1993), где работали и русские третьей волны эмиграции. О славе русских авиаконструкторов в США красноречиво свидетельствует тот факт, что при создании новых авиационных фирм инвесторы ставили условием, чтобы «половина инженеров там были русскими»(1) [7.C. 129].
После Второй мировой войны Общество русских инженеров в Америке было переименовано в Общество русско-американских инженеров. Председателем его на рубеже 70-80-х годов был Я.Л. Михеев.
Воздействие второй и третьей волн русской эмиграции на американское общество прежде всего было интеллектуальным и культурным (2). Трудно переоценить, в частности, вклад эмигрантов в научно-технический прогресс США — настолько значительны следы, оставленные ими в развитии самых разных отраслей американской науки и техники. Так, например, в области химии в Соединенных Штатах работали: Г.Б. Кистяковский (1900-1982) — вице-президент Академии наук США и консультант президента Эйзенхауэра по науке; академик В.Н. Ипатьев (1867-1952), о котором нобелевский лауреат P.M. Вальштеттер говорил, что «никогда за всю историю химии в ней не появлялся более великий человек, чем Ипатьев»; И.И. Остромысленский (1880-1939) и др. В различных областях физики работали: специалист по теоретической и прикладной механике С.П. Тимошенко (1878-1972); «отец телевидения» В.К. Зворыкин (1889-1982); теоретик в области квантовой физики Г.А. Гамов (1904-1971); Н.Н. Митрофанов; А.А. Туркевич (1916-2002); астрономы — директор целого ряда крупнейших обсерваторий в США О.Л. Струве (1897-1963), С.И. Жардецкий (1896-1962), B.C. Гапошкин (1898-1984). В области гидродинамики: Б.А. Бахметьев (1880-1951), И.В. Федоров, К.Г. Белоусов. Математики: Я.Д. Тамаркин (1888-1944), Я.В. Успенский (1883-1942). В области геологии: П.Д. Крынин (1902-1966), П. Гудков (1881-1966), Г.А. Александров и др.
В области биологии, биохимии, биофизики, генетики и эмбриологии: зоолог М.М. Новиков (1877-1966), Ф.Г. Добржанский (1901-1974), ихтиологи И.П. Гальцев и Н.А. Бородин (1862-1935), энтомолог А.И. Петрункевич (1876-1965).
Не менее значителен вклад русских ученых-эмигрантов и в области общественных наук. Можно назвать десятки имен этих людей, которые работали в американских колледжах и университетах, музеях и научно-исследовательских институтах. Некоторые из них длительное время возглавляли кафедры русской истории и литературы, славистики в престижных университетах так называемой «Лиги Плюща». Профессор М.М. Карпович (1887-1959), учениками которого были такие известные американские историки, как Ричард Пайпс, Роберт Дэниэлс, Джордж Фишер, Роберт Браудер, Ханс Реджер, руководил кафедрой в Гарварде, и там же работали византолог А.А. Васильев (1867-1953) и историк Г.В. Флоровский (1893-1979); Г.В. Вернадский (1887-1973) заведовал кафедрой в Йельском университете, и там же работал выдающийся археолог и историк, академик М.И. Ростовцев (1870-1952).
Бывший секретарь главы Временного правительства России А.Ф. Керенского, П.А. Сорокин (1889-1968) стоял у истоков американской социологии, был создателем факультета социологии в Гарварде и длительное время возглавлял его. В числе его студентов были будущие президент Джон Ф. Кеннеди, госсекретарь Дин Раек, консультанты президента — А. Шлезингер и У. Ростоу. Среди других русских социологов, оказавшихся и работавших в Америке, известны Е.В. Спекторский (1876-1952), Н.С Тимашев (1887-1971).
Легендарным эрудитом и «Эйнштейном лингвистики», читавшим свои лекции в зависимости от обстоятельств на русском, французском, английском или немецком языках, называли P.O. Якобсона (1897-1993), также работавшего в Гарварде.
Среди экономистов наиболее известны: Нобелевский лауреат В.В. Леонтьев (1905-1999), А.Д. Билимович (1876-1963), М.Т. Флоринский (1894-1981), В.П. Тимошенко, а из юристов — С.В. Троицкий, Г.К. Гинс (1887-1972), А.А. Боголепов (1885-1980), И.Н. Штейнберг (1888-1957); из психологов — М. Овсянкина.
Наконец, особое место в этом перечне имен занимает группа религиозно-философских мыслителей (историков, математиков, богословов): С.Н. Булгаков (1871-1944), Н.С. Арсеньев (1888-1977), Б. Вышеславцев (1877-1954), В.Н. Ильин (1891-1974), К.И. Зайцев (1887-1976), Н.О. Лосский (1870-1965), А.Д. Шмеман, Г.П. Федотов (1886-1951). (3) [13.C. 15-739] [1.C. 3-20] [8.C. 37-73,123-181] [19.C. 108,127,175,183,223,227-229]
Характеризуя русский вклад в американскую духовную и культурную жизнь, американские слависты Й. Ружек и Я. Чиж оценивали его как «двойной — один, так сказать, международного плана и обретенный независимо от притока в США русских иммигрантов. Это музыка Чайковского и Глинки, произведения Толстого, Достоевского, Гоголя и Чехова, научные труды Менделеева, Мечникова, Павлова — и он нашел свой путь в американскую культурную жизнь без русской иммиграции. То же самое можно сказать о танцорах — Павловой, Нижинском, Фокине, певцах — Шаляпине, Бакланове и Липковской, актерах — Назимовой, Баклановой… и множестве других, кто приводил в восторг американскую публику и повлиял на американское искусство. С другой стороны, невозможно не заметить прямого влияния на него русской иммиграции…». [16.C. 655]
В XIX — начале XX в. русскую музыку «насаждали» в США такие ее корифеи, как С.В. Рахманинов (1873-1943) и А.Г. Рубинштейн (1829-1892), каждый из которых провел здесь несколько сезонов. Модест Альтшулер (1873-1963) основал в 1904 г. В Нью-Йорке русский симфонический оркестр. Вскоре филармонические и симфонические концерты в городах Америки редко стали обходиться без шедевров Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, Мусоргского. При русском кафедральном соборе в 1912 г. в Нью-Йорке была создана под руководством И. Горохова хоровая капелла. А чикагский миллионер Ч. Крэйн, всячески пропагандировавший русское искусство, даже содержал русский хор за свой счет. Уже в те времена в США русские мастера рояля и скрипки заняли господствующее положение среди виртуозов. Другими словами, в первые два десятилетия XX века русские опера, балет, симфоническая и церковная музыка завоевали в Америке престижное и почетное место. В Нью-Йорке в 1931 г. была создана Русская оперная группа, выезжавшая с оперой Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» также в Кливленд и Филадельфию [9.C. 128-128]. В 1920-1930-х годах в США, по словам И.К. Окунцова, «появилось много эмигрантов — пропагандистов русского искусства, которые развили и увековечили последнее до таких масштабов, что им прониклось все американское искусство в театре, музыке, живописи, танцах и даже в одежде» [13.C. 357]. По свидетельству американских современников, русские песни и романсы, например, «Очи черные», «Байкал», «Из-за острова», «Сижу за решеткой в темнице сырой» и некоторые другие пользовались в США огромной популярностью, и вообще в 30-х годах не проходило и дня в неделю без произведений русских композиторов и русских песен в программах радиопередач [16.C. 656]. Популяризации русского сценического искусства в межвоенные десятилетия и послевоенные годы активно способствовал С.И. Юрок (С. И. Гурок, 1888-1974), организовавший в США гастроли крупнейших представителей этого искусства как из числа эмигрантов, проживавших в Европе, так и из СССР.
Среди композиторов, прибывших с первой волной русских эмигрантов, следует в первую очередь назвать О.С. Габриловича (1878-1936), а со второй волной — прежде всего такого всемирно известного композитора, как С.В. Рахманинов, который поселился в Америке уже в 1918 году, а также И.Ф. Стравинского (1882-1971), Д.А. Амфитеатрова, Д. Тёмкина (1899-1979).
Огромным успехом у американской публики пользовались также русские балерины, хореографы и танцовщики: М.М. Мордкин (1881-1944), Д. Баланчин (Г.М. Баланчивадзе, 1904-1983), М.М. Фокин (1880-1942), Б.Г. Романов (1891-1957), Б.Ф. Нижинская (1891-1972), Л.Ф. Мясин (1894-1979), О.А. Спесивцева (1895-1991), А.Д. Данилова (1904-1983), В.Н. Немчинова (Обухова, 1899-1981), А. Эглевский (1917-1977), Л.Л. Новиков (1888-1956). Не случайно долгие годы в Соединенных Штатах под словом «балет» подразумевался именно русский балет, а в 30-50-х годах даже некоторые американские артисты выступали под русскими псевдонимами (4) [4.C. 128-129].