Освобождение

Как это было

 

13 февраля – 75 лет (семьдесят пять!) со дня освобождения Новочеркасска от немецко-фашистских захватчиков. И в «ЧЛ» думали, как отметить эту славную дату, как задеть струны души старшего поколения, прошедшего войну? А как молодежи, для которой война – просто страницы истории?
И мы решили в буквальном смысле полистать страницы. Страницы старых газет. Нет, не военного времени – послевоенного. Наша читательница прислала нам несколько вырезок из газеты «Знамя коммуны» — статей, посвященных изгнанию фашистов из нашего родного города. Мы выбрали из них одну – воспоминания о тех далеких днях участника события А. Крылова. Опубликованы они были 45 лет назад: в день 30-летия освобождения Новочеркасска.

БОЕВОЙ ПРИКАЗ ВЫПОЛНЕН

Нелегким был путь освобождения от гитлеровских захватчиков Новочеркасска. Я остановлюсь на некоторых боевых эпизодах, связанных с изгнанием из него фашистских полчищ. Противник превратил станицу Манычскую в мощный опорный пункт. В течение нескольких дней и ночей атаки наших войск здесь не принесли успеха. И только после того, когда боевые ряды нашей дивизии пополнились некоторыми средствами усиления, враг начал отступать.
С наступлением темноты наш истребительный дивизион выдвинулся вперед и занял боевой порядок непосредственно у реки Маныч перед станицей. По сигналу в 3 часа ночи 2 февраля мы начали штурм станицы Манычской. Нашей батарее вместе с другими артиллеристами пришлось много поработать; было уничтожено семь пулеметных огневых точек, десятки вражеских солдат и офицеров. В этом бою особенно проявил себя расчет орудия старшего сержанта С.А. Алдашина. К рассвету станица Манычская была полностью освобождена от врага.
Дивизия получила приказ наступать на Новочеркасск. Батарее, где был и я, дано было задание охранять дорогу, ведущую из станицы Ольгинской к переправе через Дон в станицу Старочеркасскую, и подступы к хутору Красный Ловец. В этом районе советские войска уже форсировали Дон, в том числе и наш дивизион. Там же, в станице Старочеркасской, мы получили приказ наступать вместе со стрелковыми полками на Новочеркасск с последующим выходом на его юго-западную окраину. Затем стояла задача: закрепиться в районе рощи – ипподрома и не пропустить танки противника при возможной его атаке со стороны Ростова.
В полосе наступления наших войск противник занимал выгодный для обороны рубеж – высокий обрывистый правый берег реки Аксай. Здесь бои были упорные и кровопролитные. Используя выгодность обороны, враг встречал наступающих сильным огнем, прижимал нас к земле. Наши орудийные расчеты беспрерывно вели огонь по укреплениям врага. В этом отличился расчет орудия старшего сержанта Ряпосова, который уничтожил несколько пулеметов гитлеровцев.
12 февраля командующий артиллерией дивизии, узнав, что я житель Новочеркасска, отдал приказ о формировании штурмового отряда, в состав которого вошли одна противотанковая батарея, четыре пулемета, из них два станковых, восемь автоматчиков. Командиром отряда назначили меня. Наша попытка пробиться отрядом в город через Цыкуновский проезд не увенчалась успехом: там были свалены железнодорожные цистерны. Тогда мы решили пробиться в город через проезд вблизи мельницы и вокзала. Однако и в этом случае у нас ничего не получилось: на всем этом железнодорожном пути оказалось много составов, часть которых была взорвана.
— Проникнуть в город через Кривянский переезд, — отдаю я приказ.
Вначале удалось овладеть площадью Лассаля. Затем короткими бросками вышли на Красную площадь, где развернулись в боевой порядок. Больно было смотреть на горящие здания Дома Красной Армии, типографии, военного госпиталя и другие сооружения. Все они были взорваны и подожжены захватчиками при их бегстве из города. Дальше отряд достиг площади Революции. Не встретив здесь сопротивления противника, наши бойцы на рассвете 13 февраля вышли на конечный пункт – район рощи – ипподрома. Отсюда я по радио связался с командующим артиллерии дивизии и доложил о выполнении боевого приказа. Получив от него благодарность за выполнение боевой задачи, наш отряд был расформирован, и его участники возвратились в свои подразделения.
Мой путь по изгнанию немецко-фашистских захватчиков из пределов нашей страны закончился штурмом Кенигсберга.

А. Крылов,
капитан в отставке.
(Газета «Знамя коммуны», Новочеркасск, 13.02.1973г.).

НАША СПРАВКА: Крылов Александр Николаевич (1912-1987гг.), капитан артиллерии. Награжден 3 орденами Отечественной войны, орденом боевого Красного Знамени, орденом Красной Звезды. Инвалид войны. В числе первых его подразделение освободило Новочеркасск. Освобождал Калининградскую область. До самой смерти проживал в Новочеркасске на улице Свердлова, 13.
Заслуженный художник РСФСР Ирина Чарская (Ростов-на-Дону) отобразила в своих графических работах подвиг освободителей Новочеркасска и радость освобожденных. Одна из ее картин называется “Штурмовой отряд гвардии капитана А. Крылова”.

* * *

13 февраля 1943 года над Новочеркасском взвилось красное знамя! И здесь есть очень интересный момент. Бывший заместитель командира батальона по политчасти Я.А. Кербель вспоминал: «После митинга мы решили водрузить над городом красное знамя. Его у нас при себе не оказалось, но в этом нам помог кто-то из жителей города. Прикрепив полотнище к древку, мы стали подбирать наиболее подходящее здание, которое было бы наиболее удобно для обозрения знамени. Самым подходящим зданием оказалась высокая кирпичная школа, что находится вблизи собора…».
«КТО-ТО помог»! Этот кто-то хранил алый советский стяг (сняв его с древка, бережно завернув и спрятав полотнище) 204 дня оккупации, когда в городе хозяйничали фашисты. Стоит ли говорить, что этот «кто-то» поплатился бы жизнью, если бы знамя нашли. Узнать бы, кто был этот человек, поклониться ему…

На снимках: гвардии капитан Александр Крылов; так выглядел Новочеркасск после освобождения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *