Крылья Новочеркасска: 1917-1970

Страницы истории

 

Часть 1. Донская авиация

Авиация периода Гражданской войны еще не имела возможностей решать ключевые задачи в ходе боевых действий. Выйдя из пекла первой мировой войны, она только-только набралась боевого опыта. Но такие функции, как ведение воздушной разведки, наблюдение за действиями противника, бомбометание, авиация выполняла успешно, а в особых случаях их не могли выполнять ни один из других видов или родов войск. Поэтому в Гражданской войне авиацию использовали обе противоборствующие силы.
В конце 1917 года, когда на Дону еще оставался клочок земли, не занятой большевиками, в Новочеркасске образовалось Общество деятелей авиации, во главе которого стал летчик-наблюдатель, инженер-поручик Федоров. Была проведена регистрация летчиков, находящихся в то время на Дону. Были зарегистрированы военные летчики и летчики-наблюдатели: Усов, Форапонов, Захаров, Качаловский, Широков, Федоров, Крыгин — всего 19 человек. Ввиду того, что на Дону совершенно отсутствовали воздушные аппараты, была предпринята экспедиция в Таганрог (в то время занятый большевиками), где на авиационном заводе, принадлежавшем конструктору самолетов Лебедеву, развернутому в Таганроге в 1915 году, имелись самолеты. В экспедиции участвовал воинский отряд (юнкера) и летчики. Был занят завод и 2 аппарата “Вуазен” поручиком Павловым и лейтенантом Крыгиным по воздуху были перегнаны в Новочеркасск. Во время этой экспедиции большевиками был захвачен и расстрелян военный летчик сотник Шумков.
Перелетевшие в Новочеркасск два аэроплана “Вуазен” приземлились на городском ипподроме (у Краснокутской рощи) и послужили основой «Донской авиации» в период начала Гражданской войны. На них было совершено несколько разведывательных полетов, но ввиду того, что определенного боевого фронта на Дону еще не было, глубоких разведок эти аппараты выполнять не могли, и, следовательно, существенной пользы от них не было.
Словосочетание “Донская авиация” не придуманное. Она (авиация) существовала на протяжении всего периода Гражданской войны на территории Всевеликого Войска Донского (ВВД). Само становление, организация и жертвенная работа военных летчиков в продолжение этих лет не могут не вызывать уважения к факту существования горстки (если судить масштабами армий и фронтов) авиаторов Дона, оказавшихся способными активно противодействовать более могущественному неприятелю в 1918-1920 годах.
В 1917 году, самом трагическом из всех, какие знала тысячелетняя история России, погибла распропагандированная, обмороченная русская армия. Не легла костьми на полях брани, но бежала, открывая границы врагу, дико и бессмысленно предавая огню и мечу свое же русское достояние, грабя, избивая и замучивая тех, кто пытался противопоставить дикому разгулу страстей призывы к порядку и дисциплине. Повальное безумие, начавшееся с фронтов, заразило уже почти всю страну, и только на Дону еще не было развала.
В то время на Дон стекались все те, кто жаждал спасения России, кто сохранил стойкие убеждения и жажду подвига во имя единой святой идеи.
Помутившийся было рассудок донцов стал проясняться. Снова водворился порядок на Дону, создавался противобольшевистский фронт, образовывались Донская (П.Н. Краснов) и Добровольческая (А.И. Деникин) армии, и стала крепнуть моральная стена отгородившегося Дона от вздымавшихся кругом волн анархии. Но армиям, кроме моральной спайки, необходимы были технические средства, боевые припасы, снаряжение.
В это время Юго-Западный русско-германский фронт подкатывался почти к самому Киеву. Развал армии достиг своего апогея, и в Киев стекалось офицерство с Юго-Западного и Румынского фронтов. В Киеве собралось и множество летчиков-офицеров, и командиров частей. Состоялось секретное совещание собравшихся летчиков с прибывшим после развала фронта командиром 7-го авиационного дивизиона подполковником В.Г. Барановым.
Справка: Баранов Вячеслав Григорьевич (26 февраля 1888 — 21 июня 1964). Подполковник, военный летчик. Из потомственных дворян, уроженец станицы Луганской Области Войска Донского. Окончил Донской императора Александра III кадетский корпус (1905), Николаевское инженерное училище (1908), ОВШ (1911), ДО ОВШ (1913). В службу вступил в 4-й саперный б-н, затем 5-я воздухоплавательная рота. С начала 1-й Мировой войны военный летчик Гродненского КАО, с 1915 года — командир Авиационного Гвардейского отряда, с апреля 1916 года пом-к командира 1-го АО, с декабря 1916 года — командир 7-го АО, с ноября 1917- начальник АО Полевого управления. В период Гражданской войны — инспектор авиации УНР и Украинской Державы. С сентября 1918 года -командир ДСД, в 1919 — генерал-майор, инспектор авиации Донской армии. После захвата большевиками территории ВВД в начале 1920 года он выехал в Крым, где занял пост заместителя командующего авиацией в Русской армии Врангеля. Когда красные заняли Крым, В.Г. Баранов эмигрировал. Жил в Болгарии, Сербии, а затем перебрался во Францию и смог там поступить на службу в министерство авиации. Когда в 1940-м году Германия разгромила Францию, В.Г. Баранов вместе с министерством был эвакуирован в Великобританию. Умер в Лондоне 21 июня 1964 года в возрасте 76 лет.

Предвидя неотвратимую гибель родной авиации на многие годы, при существующем положении, учитывая всю тяжесть потери богатейшего имущества, расхищаемого и истребляемого лицами, объявившими себя “хранителями народного состояния”, подполковник Баранов задался целью спасти в возможно широком масштабе авиационное имущество Юго-Западного фронта. Этот фронт, ввиду того, что на нем в июне 1917 года были сконцентрированы большие силы для ведения широкого наступления, был исключительно серьезно оборудован в смысле количества и качества авиационных отрядов, баз-поездов, мастерских с громадными складами запасных частей и бомб. Выбранный единогласно подполковник Баранов был назначен “головой” украинской авиации и принял этот пост, руководимый исключительно претворением в жизнь своей задачи — собирания и сохранения авиационного имущества своего фронта.
И только близкие и преданные делу летчики были посвящены в планы своего бывшего командира 7-го авиационного дивизиона: спасенное имущество передать туда, где право человеческое, честь и долг еще не были поруганы — на Дон. Нужно было изъять аэропланы с фронта, вывезти имущество летных отрядов, технических баз и мастерских, стянуть все к Киеву, чтобы не дать возможности большевикам увезти все вглубь страны. На фронт были посланы испытанные, отважные и умные офицеры, которым было предписано во что бы то ни стало склонять на свою сторону авиационные части, сохранившие еще какое-то подобие боеготовности. 6-й армейский отряд (АО) явился в полном составе под командой вр. командующего отрядом полковника Зиновьева, приведшего даже обозы. Впоследствии весь отряд перелетел на Дон. Несмотря на глубоко конспиративное ведение дела, немцы учуяли что-то неладное. На квартире Баранова были произведены несколько обысков, не давшие результатов. Все труднее стало работать на поприще создания авиации на Юге России путем тайного вывоза авиаимущества.
Наконец, 2-го июля 1918 года, направляясь якобы в Харьков, отошел из Киева первый эшелон, предназначенный на Дон, в составе 24 вагонов, а через несколько дней подполковник Баранов сам выехал скорым поездом, чтобы обеспечить эшелону необходимую помощь в пути. 27 июля, после долгих усилий и мытарств, эшелон прибыл-таки в Новочеркасск. Успокоившись за судьбу эшелона, Баранов вернулся в Киев и приступил к формированию 2-го, более крупного эшелона.
Солидная поставка вдохнула жизнь в Донскую авиацию, которая до этого насчитывала 5 машин. П.Н. Краснов в своих мемуарах “Всевеликое Войско Донское” указывает, что в августе 1918 года его армия насчитывала 25 аэропланов. Командование Донской армии утвердило собственный опознавательный знак для Донской авиации. Он представлял собой черный равносторонний треугольник, вписанный в белый круг с черной окантовкой.
В конце августа на Дон прибыл “Екатеринославский” эшелон ценнейшего авиационного имущества. 12 сентября 1918 года из Киева прибыл второй эшелон из 44 вагонов, груженный аэропланами, автомобилями, бомбами и другим необходимым имуществом. Этот эшелон позволил вплотную заняться формированием воздушных сил Донской армии. Одновременно прибыл на Дон подполковник Баранов, чтобы всецело посвятить себя работе по воплощения в жизнь своей мечты — создание военных авиационных сил на Дону.
Немедленно началось создание 2-го Донского самолетного отряда, командиром которого был назначен капитан Павлов. Командиром Донского самолетного дивизиона назначен прибывший из Киева подполковник Баранов, который подчинялся начальнику технического отдела полковнику Усову, исполнявшему должность инспектора “Донской авиации”.
Перелетевший 18 октября 1918 года 9-й армейский авиационный отряд — ААО (военно-воздушных сил Красной армии) увеличил численность отрядов Донского дивизиона, сохранив, по ходатайству офицеров отряда, наименование 9-го армейского авиаотряда, каковым он не переставал именоваться с момента своего формирования в период германской войны. Командиром отряда был выдающийся летчик — поручик Снимщиков. 9-й ААО долго готовился к задуманному перелету. Семьи авиаторов были устроены вне досягаемости мести большевиков. Незадолго до перелета были получены новые аэропланы — 6 штук (два “Сопвич” и четыре “Ньюпор”).
В день отлета летчики надели по несколько пар одежды, причем не были забыты даже блестящие погоны, скрытые под кожаной одеждой летчиков. В аэропланы были погружены все вещи, отрезы материи, белье, сапоги. Запаслись изысканной провизией. Ожидали только случая, когда получат приказ о дате и маршруте перелета. Наконец получен приказ перелететь в Борисоглебск, куда большевики стягивали крупные силы. Сам Троцкий присутствовал на аэродроме и рассматривал по карте маршрут перелета. Один за другим, плавно описывая круги, летчики подняли аэропланы над аэродромом. Шумят моторы, гремит оркестр. Троцкий со свитою наблюдают эту картину. На высоте отряд строится в боевом порядке и берет направление на Хоперский округ ВВД.
Когда с Украины прибыл 2-й эшелон с авиаимуществом, появилась необходимость и возможность оборудования больших мастерских, так как маленькая починочная мастерская при 1-м Донском самолетном отряде уже не могла обслуживать широко развивающееся авиационное дело.
В сентябре из имущества, доставленного из Украины, был сформирован авиапарк, оборудованы большие мастерские с цехами: механический, моторный, столярный, сборочный, автомобильный.
Боевая работа “Донской авиации” в 1918 году: боевых полетов — 394; продолжительность полетов — 504 часа; маршрутных верст — 69460; разбросано прокламаций и воззваний — 135000; сброшено бомб — 513. Парком в 1918 году отремонтировано 41 самолет и 61 двигатель, не считая других работ.
Приказом Управляющего военными и морскими делами №70 от 30 марта 1919 года установлена должность начальника авиации Донских армий для объединения действий и руководства всеми авиационными частями Донских армий с соответствующим управлением начальника авиации. Начальником авиации назначен полковник В.Г. Баранов. В состав “Донской авиации” входят: два самолетных дивизиона, каждый состоящий из трех самолетных отрядов; одного Донского парка в составе двух авиационных подвижных баз-мастерских. Командиру Донского авиационного парка подчинялась школа мотористов.
В первые моменты возникновения авиации на Дону, когда еще не были доставлены аэропланы с Украины, летчики, находившиеся в то время на Дону, были исключительно из казаков. В 1919 году, в момент наибольшего развития и расцвета “Донской авиации”, казаков и уроженцев Дона в авиации было 15%. Низший персонал авиаработников: механиков и мотористов, ввиду того, что на Дону раньше не было технических войск и промышленность слабо развита — набирался почти исключительно (до первых выпусков из школ мотористов) из пришлого элемента: заводских мастеровых, слесарей-монтеров и пр. Элемент этот был чрезвычайно ненадежен, но выбирать было не из чего, и летчикам приходилось самим усилить контроль за обслуживанием аэропланов.
В Вооруженных Силах Юга России была одна Севастопольская Военно-авиационная школа (ВАШ) по подготовке летчиков и авиационно-моторные курсы для летчиков-наблюдателей. Специализированную авиационную школу мотористов имела Донская армия.
Снабжение “Донской авиации” техническим имуществом, самолетами и запасными частями происходило несколькими путями:
— Путем реквизиции материалов, запасных частей на авиационном заводе “Лебедев” в Таганроге;
— Получением аэропланов “Фарман-30” с Бердянского завода “Матиас и К”;
— Путем получения имущества в захваченных Вооруженными Силами Юга России областях;
— Путем снабжения английским авиационным имуществом.
Состав “Донской авиации”, май 1919 год:
— Управление 1-го Донского самолетного дивизиона — в Новочеркасске;
— 3-й Донской самолетный отряд — в Новочеркасске;
— Донской самолетный парк — в Новочеркасске.
Остальные подразделения “Донской авиации” базировались в Екатеринодаре, ст. Зверево, Нахичевани, ст. Торговая, Александровск-Грушевске, Таганроге.
Боевая работа “Донской авиации” в 1919 году: боевых полетов — 1 400; продолжительность полетов — 2500 часов; маршрутных верст — 168000;
сброшенных прокламаций и воззваний — 425000; сброшенных бомб — 1800. Авиапарком отремонтировано 102 самолета и исправлено 108 моторов и других работ.
Самое важное задание в своей истории “Донская авиация” выполнила в апреле-мае 1919 года, наладив “воздушный мост” с участниками Вешенского (Верхнедонского) антибольшевистского восстания на севере ВВД. Донская армия оказывала помощь восставшим, переправляя в ст. Вешенскую патроны, снаряды, медикаменты, деньги, табак, свежие газеты.
К концу 1919 года донской фронт рухнул. Казаки повсюду отступали, часто бросая при этом технику, боеприпасы, артиллерию. Но это не коснулось авиации. Во время отступления не был потерян ни один самолет, никто из авиаторов не бежал к красным. В конце 1919 года Донская область была оставлена. Во время эвакуации погибла часть донского авиационного имущества. Приказом Донской армии и флота от 06 января 1920 за №2 “Донская авиация” была сокращена до 3-х авиаотрядов, одной авиабазы, авиапарка и Управления начальника “Донской авиации”. Авиационный парк перевели в ст. Усть-Лабинскую.
Январь-март авиация, несмотря на тяжелые условия, работала усиленно и самоотверженно. После эвакуации Екатеринодара, где погибло много авиационного имущество, на станцию Георгие-Афипскую прилетело 20 оставшихся аэропланов, развивших интенсивную деятельность. Затем во время начавшегося беспорядочного отступления к Новороссийску “Донская авиация” таяла с каждым днем, на каждой станции сжигалось несколько аппаратов. В Новороссийск прилетело 8 аэропланов, а в Крым прибыло 4 аппарата. При эвакуации в Крым пропало без вести 56 офицеров и классных чинов “Донской авиации”. Приказом по “Донской авиации” за №125 от 25 марта 1920 года “Донская авиация” была расформирована…
Так начиналась история авиации в столице Донского казачества Новочеркасске.

Владимир Гапонов.

(Продолжение следует)

На фото: аэродром в Новочеркасске; ангар-амбар «Донской авиации»; генерал-майор В.Г. Баранов; моторная мастерская Донского авиапарка; линейка первых машин Донской авиации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *