Служить России и Тихому Дону

Сказания о Новочеркасске: вехи, ознаменованные десятилетиями
Тринадцатый выпуск совместного творческого проекта городского отделения Союза журналистов России, Музея истории донского казачества и Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина продолжает знакомить читателей с прошедшими событиями и историческими личностями, сыгравшими свою роль в социально-экономическом и культурном развития казачьей столицы.За минувшие два века на донской земле выросло немало талантливых писателей, которых мы с гордостью называем своими земляками. Фамилии одних нам хорошо известны, а имена других незаслуженно забыты. Однако в природе все так устроено, что ничто не возникает на пустом, бесплодном месте. Этот закон действует и в литературе. Творчество современных донских писателей своими корнями уходит в славные традиции минувших веков. Это достойные имена прозаиков, поэтов, публицистов XIX – начала XX века.Перелистать страницы истории донской литературы, воскресить в памяти полузабытые имена нам поможет заведующая информационно-библиографическим отделом ЦБ им. А.С. Пушкина Е.Г. Басакевич.

Корр.: — Елена Гордеевна, поэт 19 века Алексей Леонов писал: «Может быть, потомок мой далекий, беседуя о славной старине, споет мой стих и с думою глубокой невольно вспомнит обо мне…».
Басакевич Е.Г.: — Поэзия и беллетристика в XIX веке были популярны в России. Литература вольного Дона того времени была яркой и самобытной на фоне других областей России. Авторы, «посильные труды» которых мы вспомним сегодня, так или иначе связаны с нашим городом.
Одни родились в Новочеркасске, другие учились в гимназии или преподавали в учебных заведениях. Многие печатали свои сборники в местной типографии. В 60-80-е годы XIX века издано немало книг донских писателей, которые попали в фонд Новочеркасской публичной библиотеки и сохранились по сей день.

Корр.: — Когда вошел в литературу автор названных строк Алексей Леонов?
Басакевич Е.Г.: — Будущий певец Тихого Дона родился в Новочеркасске в 1815 году в семье казачьего сотника, окончил Харьковский университет. Его поэтический талант обнаруживается рано и первый сборник выходит в год 24-летия Алексея. Стихия литературного творчества захватывает, когда, завершив учебу в университете, он начинает преподавать в Нижнечирском окружном училище. Леонов исследует хутора и зимовники, записывает у старожилов предания и традиции казачьей старины, донских калмыков. Его искренние стихи насыщены подвигами казачьей вольницы, щедрой красотой природы, колоритом местной тематики.
Переехав в Новочеркасск, преподает в окружном училище и Мариинском Донском институте, где «оставил по себе память прекрасного, толкового преподавателя и доброго и гуманного человека». Алексей Алексеевич состоял и членом областного Войска Донского статкомитета, сохранил много редкостных архивных документов 18 века. В период Крымской войны в пользу раненых нижних чинов выпустил сборник стихотворений о мужестве и подвигах казачества.
Пером его написано более ста пятидесяти стихотворений, по выражению Белинского, им присущи «мягкий юмор и точное определение характера». Очерки Леонова о донской природе и истории казачества публиковали «Донская газета», «Донские войсковые ведомости», «Донской справочный листок».
Поэта слава пережила. В 1882 году, в год смерти, в Москве вышел самый полный сборник его стихов. В 1885 году около 40 собранных им старинных песен вошли в изданный в Новочеркасске популярный сборник «Донские казачьи песни». Лучшие стихотворения Леонова в 1918 году были включены в «Донскую хрестоматию» для народных школ, также вышедшую в Новочеркасске. До сих пор является уникальным труд донца, содержащий более 400 самобытных слов и выражений диалектов донского края.
Имя Алексея Леонова знал весь казачий Дон, а его задушевные стихи продолжают жить и сегодня в известных песнях «За курганом пики блещут», «Честь прадедов-атаманов», «В старину на Дону».

Корр.: — Если Алексей Леонов оставил значительное литературное наследие, то Федора Ивановича Анисимова называют автором одного стихотворения.
Басакевич Е.Г.: — Но какого стихотворения! Оно стало знаменитым казачьим гимном, причем трижды! Родился Анисимов в станице Грушевской в 1814 году. Учился в Новочеркасской гимназии. Окончив Харьковский университет, вернулся в донскую столицу, преподавал в мужской гимназии математику, латинский и французский языки. Был на хорошем счету, неоднократно получал поощрения от директора заведения и повышение в чинах.
Анисимов любил поэзию, сам писал стихи. В 1853 году начинается Крымская война, на высоком патриотическом подъеме у Федора Ивановича рождается стихотворение:
«Всколыхнулся, взволновался
Православный Тихий Дон,
И послушно отозвался
На призыв монарха он.
Он детей своих сзывает
На кровавый бранный пир,
К туркам в гости снаряжает,
Чтоб добыть России мир».
Через некоторое время сам Анисимов пишет музыку — слова оживают! И песне нет равных на Дону по популярности. Впоследствии она стала символом донского казачества, гимном Области Войска Донского. Правда, текст несколько изменялся, как впрочем, менялась и эпоха.
Прошло более полувека, и 4 мая 1918 года на заседании Большого Круга в Новочеркасске было создано новое территориальное образование – Всевеликое Войско Донское. Официальным гимном была выбрана песня Федора Анисимова «Всколыхнулся, взволновался Православный Тихий Дон». Но с поправками — авторское право тогда еще не вошло в законодательную силу. Текст был частично переделан преподавателем духовной семинарии Гиляревским. Изменены 2 и 3 куплеты. Дон откликнулся уже не на призыв монарха, а на свободу:
«Всколыхнулся, взволновался,
Православный Тихий Дон,
И послушно отозвался
На призыв свободы он.
Дон детей своих сзывает
В Круг Державный Войсковой,
Атамана выбирает
Всенародною душой».
Прошло еще 70 лет. Большой Круг Союза казаков области, собравшийся в Новочеркасске в 1990 году, вновь утвердил песню своим гимном. В 1996 году три куплета песни были приняты в качестве официального гимна Ростовской области.
О Федоре Ивановиче Анисимове, умершем в 1855 году, известно немного. Но его песня-гимн и поныне служит Дону и казакам.

Корр.: — По словам современников, в чудесном оркестре великой русской литературы Роман Кумов не сидел в числе первых скрипачей. Он играл в нем на пастушеской свирели…
Басакевич Е.Г.: — … и он умел рассказывать на ней такие сказки, что люди переставали слушать первых скрипок! Так высоко оценивали Романа Петровича его современники. Известный в начале XX века русский писатель, донец, родился в 1896 году. Его отец – отставной генерал, почетный мировой судья, статский советник. Кумов окончил Новочеркасскую духовную семинарию, продолжил образование на юридическом факультете Московского университета. Но после его окончания посвятил себя полностью только литературе.
Вернувшись на Дон, в основном жил в станице Усть-Медведицкой, наездами бывая в Петербурге, где вышел в 1909 году его первый сборник очерков и рассказов «Бессмертники». Литературный Петербург встретил книгу благожелательно. Окрыленный успехом, Кумов пишет серию коротких рассказов, публикуя их в популярных журналах «Мир», «Нева», «Путь». В 1913 году эти произведения выходят отдельной книжкой «В Татьянину ночь». Его пьесы с большим успехом идут в столичных театрах, а драма «Конец рода Коростомысловых» в 1916 году отмечается первой премией на литературном конкурсе им. А. Островского.
Донской прозаик получил прижизненное признание — почти все им написанное увидело свет еще до его кончины. Было издано четыре тома пьес, очерков и рассказов, а книга «В Татьянину ночь», посвященная памяти В.Ф. Комиссаржевской, выдержала шесть изданий! Двери в большую литературу были открыты…

Корр.: — …Но случается 1917 год!
Басакевич Е.Г.: — Кумов примыкал к лагерю донских демократов, поэтому с надеждой встретил Февральскую революцию. Увы, некоторое время спустя ожидания сменились тревогой. Октябрьскую революцию Кумов не принял, она резко изменила его жизнь и литературную судьбу. Писатель покидает Петроград и возвращается на родной Дон, в Усть-Медведицкую. Когда ее захватывают отряды большевиков, он уходит под пулями в Новочеркасск вместе с войсковым старшиной Филиппом Мироновым.
В годы гражданской войны пишет очерки, рассказы и пьесы об этих событиях, сотрудничает с белогвардейской прессой, преимущественно журналом «Донская волна», считая главной своей задачей поддержать в русском обществе дух веры в себя и в свои судьбы. Но жизнь этого колоритного писателя оборвалась рано — в 23 года. Кумов умер 4 марта 1919 года на больничной койке в Новочеркасске, заразившись тифом.
По словам его друга писателя Федора Крюкова, он «работал скромно, бескорыстно», его «подвиг жизни совершался не на боевом поприще, а в бессонном уединении рабочей, заваленной бумагами комнате…» При погребении на городском кладбище Роман Петрович Кумов был удостоен высоких воинских почестей Войскового Круга как национальный писатель Дона. Неизданными остались подготовленные к печати тома рассказов «Малаша с Перекопских гор», «Ясмень-трава», пьесы, роман «Пирамида» («Святая гора») о гражданской войне на Дону.

Корр.: — Свидетелем последнего расцвета и заката Российской империи называют историка-самоучку, специалиста по донскому казачеству Евграфа Петровича Савельева.
Басакевич Е.Г.: — В фондах библиотеки имеется «Литературный сборник», выпущенный в Новочеркасске в 1909 году. В нем опубликовано 30 стихотворений поэта Евграфа, воспевающих природу Дона, героическую историю донского казачества. Под этим псевдонимом скрывался выдающийся историк донского казачества, поэт, литератор, журналист, народный учитель Евграф Петрович Савельев. Но за поэму Никандра Чеснокова, напечатанную во втором выпуске и критикующую самодержавие, он вместе с автором на год попадает в тюрьму, а выпуск сборника запрещается.
Савельев родился в станице Константиновской в 1860 году, происходил из дворян Войска Донского. После окончания Новочеркасской учительской семинарии работал в приходских училищах Дона, служил делопроизводителем в областном войсковом правлении. Стихи, рассказы, басни, которые публиковались в донской периодике, писал со студенческих лет.
В начале ХХ века выходят сборник стихов, исторические драмы «Степан Разин», рассказы и очерки из казачьего быта. Представляют несомненный интерес «Очерки истории торговли на Дону», «Атаман М.И. Платов и основание Новочеркасска», «Типы донских казаков и особенности их говора».
Несмотря на то, что Савельевым написано 19 монографий, в отечественной историографии его имя осталось благодаря фундаментальному труду «Древняя история казачества», три тома которого печатались в Новочеркасске с 1915 по 1918 годы. В это время выходят «Войсковой круг на Дону как народоправление», «Булавин и Некрасов» и пьеса в стихах «Гибель Чернобога». Мысли историка-патриота всегда были обращены к поиску истоков казачества, как древнейшей и самобытной части русского народа, сохранившей идеалы вольности своих предков.

Корр.: — Савельев не принимал теории о казаках как беглых крепостных, в своих работах он привлекал значительный фактический материал, доказывая, что культура казачества у

Под рисунком Л. Кудина (журнал «Донская волна» 1919 г. № 29) редактор В. Краснушкин сделал подпись: «Евграф Савельев - донской историк, видевший даже на Адаме брюки с лампасами».

Под рисунком Л. Кудина (журнал «Донская волна» 1919 г. № 29) редактор В. Краснушкин сделал подпись: «Евграф Савельев — донской историк, видевший даже на Адаме брюки с лампасами».

ходит в глубины тысячелетий, что казаки — не случайные люди на своей земле.
Басакевич Е.Г.: — В таком видении истории казачества Савельев был не одинок. В начале века этой точки зрения придерживались многие историки. Для отстаивания истинных истоков наших предков он изучил множество важных источников, древних казацких преданий, занимался этой темой всю свою жизнь. Вступал в борьбу с оппонентами без страха и оглядки на ложные авторитеты.
Информация о последних годах жизни писателя скудная. По одним источникам дата смерти 1927 год, по другим — 1930. Работы последнего десятилетия не опубликованы и сгинули в огне Второй мировой войны. Изданные книги, написанные в начале XX века, уникальны по широте охваченного материала. Эти исследования о происхождении казаков, об их месте в истории русского народа не имеют себе равных. В них не только изучение трудов древних историков, но и повествование очевидца многих событий. Евграф Савельев сообщает нам такие подробности об обычаях и преданиях донских казаков начала прошлого века, которые современному читателю трудно найти в других источниках.
Но лучше всего писателя характеризуют сказанные им самим слова: «Тот, кто собирается писать историю, должен посвятить многие годы на собирание всего того, что может просветить его ум по избранному предмету. Для этого нужна бесконечная начитанность, любовь к избранному предмету, а, главное, к народу, историю которого собираешься писать…».

Корр.: — Пути Евграфа Петровича Савельева в начале ХХ века переплетаются с не менее популярным в то время самобытным донским поэтом и литератором Никандром Васильевичем Чесноковым.
Басакевич Е.Г.: — Они познакомились Новочеркасске, и эта встреча круто изменила жизнь Чеснокова, а тесно связала их работа над Донским литературным сборником. Как я уже говорила, во втором выпуске была опубликована поэма Чеснокова «Иван Чига», за антисамодержавную пропаганду которой автор угодил в тюрьму сроком на год.
Предположительно в 1913–1914 годах «Иван Чига» выходит отдельной книжкой, но без типографских данных, так как в предисловии автор пишет: «Царская власть непримиримая противоположность вольному казачеству, а сам царь, заклятый враг его, и самодержавие несовместимы с самоуправлением…». Для того времени смело и сильно было сказано, автор, ратующий за возрождение былых казачьих вольностей, стал поднадзорным полиции. В поэме рассказывается о странствиях вольного донского казака Ивана Чиги, который бродит по свету, ищет правду, не может ее найти, но и не унимается.

 Никандр Васильевич Чесноков

Никандр Васильевич Чесноков

Никандр Чесноков – потомственный казак, родился в станице Старочеркасской в 1843 году. С детских лет помогал отцу. Они на барке возили продавать в Ростов и Таганрог иностранным купцам купленный на Верхнем Дону хлеб. За 8 лет таких вояжей юноша получил массу впечатлений о жизни донского края второй половины 19 века. Все это отразилось в его стихотворных произведениях.
Революцию в России Никандр Чесноков приветствовал, но к гражданской войне отнесся как к трагедии. В огне сражений сгорел его сын Михаил. А вот трем дочерям уготовано было сыграть в дальнейшем важную роль в становлении и развитии народного образования на Дону. Ушел Чесноков тихо в 1928 году.
Авторы, которым мы сегодня воздали должное нашими воспоминаниями, своей жизнью и своим творчеством беззаветно служили Тихому Дону и России. Эти люди, бесспорно, достойны нашего уважения и нашей памяти.

Беседовала Женета Гридасова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *